» » Из чего был построен храм солнца. Храмы ориссы. «Черная Пагода»: период расцвета и упадок

Из чего был построен храм солнца. Храмы ориссы. «Черная Пагода»: период расцвета и упадок

Первый находится в штате Ориса в Конарке . Дата постройка этого удивительного по красоте храма относится к 12 веку. храма и покрывающие его изображения уникальны – стены главного мандира около двух метров в толщину, и для их крепления использовались металлические скобы, колонны храма покрыты красивой резьбой и барельефами. Камень для строительства добывался в отдаленных горных районах и затем уже доставлялся сюда. Вокруг основного храма расположены 45 второстепенными храмами.

Храм Солнца (Сурьи), Катармал

Храм был построен царем по имени Катармалла народа Катьюри, правившим землями Кумаона в эпоху раннего средневековья. Короли Катьюри были войнами и великими бхактами, в особенности почитавшими Бога Солнца, воплощение мужества и мудрости, и за время своего правления построили более 400-от храмов в окрестностях Альморы.

Главное божество храма – Бурхадита или Враддхадитья, что означает “Древний Бог Солнца” – может быть датирован 12-ым веком. Другие божества храма: Шива-Парвати и Лакшми-Нараяна.

Сам храм находится на высоте 2116 метров, в 18 километрах от Альморы, и от ближайшего населенного пункта до него ведет только тропинка.

Тропинка к храму Солнца © Kartzon Dream – авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото

“В соответствии с традицией, композиция любого индуистского храма или любого индуистского сооружения где угодно в стране и во все времена должна базироваться на фундаментальных принципах Ваступурушамандалы. Слияние законов астрономии, астрологии и математики изображается квадратом безупречной формы, олицетворяющим смысл порядка и совершенства как прямую противоположность к беспорядку, присутствующему в жизни человека. Внутри квадрата изображается круг. Это – символ индуистской теории, демонстрирующей, что жизнь – циклична и состоит из движения от рождения к смерти и наоборот.



Главный мандир. Храм Солнца, (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд

Ваступурушамандала выражает в одной небольшой диаграмме не только суть индуистской философии, но также отношение богов и звезд к человеку. Каждый занимает свое соответствующее место, начиная с Брахмы – Творца в центре, и далее от центра к более мелким богам. Таким образом, в символическом центре или святая святых, молящийся и бог существуют рядом друг с другом.


Храм Солнца, (Сурьи) , XIII век. Катармал, Уттараканд

Необходимо понимать, тем не менее, что традиционная теория Васту заметно отличается от причуд псевдонаучных разговоров об архитектуре Васту, ведущихся в в настоящее время. Нехватка цельной и приемлемой архитектуры в стране и широко распространяемые разговоры о том, что здания Васту принесут больше радости их владельцам и жильцам, повысили спрос на такие строения. В этом контексте архитектура Васту не устояла против влияния “специалистов в области Васту”, расплодившихся по всей , и множества проектировщиков, рассматривавших эту тенденцию как средство заработать большие деньги, играя на эмоциях заказчиков.



Храм Сурьи (Солнца), XIII век. Катармал, Уттараканд © Kartzon Dream – авторские путешествия в Индию

В тексте мандалы (mandala) сказано, что храм не имеет никакого направления в пространстве и поэтому не должен иметь какого-либо специально обозначенного фасада. В то же время, он определяет гармонию расположения других сооружений храмового комплекса и указывает на место построения опор и нахождения или отсутствия дверей, перекладин или окон.


Храм Солнца, (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд © Kartzon Dream – авторские путешествия в Индию

Поскольку храм является обителью бога, он должен быть построен в таком месте, которое удобно для него и способствует исполнению его замысла. Его притягательная сущность и реальное предназначание стать убежищем от тяжелой жизни вне его частично оказали влияние на его композиционое построение. Храмы строились в различных частях Индии – на крутых горных вершинах, в долинах и на равнинах, на островах, по берегам рек, на территориях фортов, вблизи лесов, в центре городов и вдали от любой цивилизации. В одном древнейшем тексте объясняется: “Боги всегда там, где рощи, реки, горы и родники, им нравятся города с садами и парками для прогулок… именно такие места любимы богами, и там они обитают”.

Каумуди Маратхе “Храмы Индии. Превращение камня” МК-Периодика, Москва 2001


Храм Солнца, (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд

Здесь есть один интересный момент. На снимке видно квадратное отверстие в башенке шрайна. Сам шрайн находится прямо напротив главного входа в центральный мандир, и между ним и мандиром лежит непонятный круглый камень (его видно на первом снимке), явно служащий для чего-то постаментом. Солнце поднимается из-за горы прямо за шрайном. У меня возникло предположение, что первые лучи солнца проходили через это квадратное отверстие, фокусировались с помощью какого-то прибора, стоявшего на постаменте и попадали на статую божества, стоявшую в храме. Скорее всего, она была из золота и отсвечивала помещение храма необыкновенно красивыми отсветами, придавая утренней пудже мистическую атмосферу.

Храм солнечного бога Сурьи — индийской версии эллинского Гелиоса, расположен в городе Конарака и широко известен под названием «Черная Пагода». Так храм прозвали английские моряки, для которых сложенное из потемневших от времени камней святилище стало основным прибрежным ориентиром, заметным на фоне светлого пляжного песка даже в шторм. Святилище было воздвигнуто еще в XIII веке на берегу Бенгальского залива. Однако, не так давно море отступило, отодвинув линию берега примерно на 3 км и существенно повлияв на все местные течения. Не обошлось и без негативных последствий для пресных источников воды, что вынудило людей покинуть эти земли.

Храмовый комплекс Черной Пагоды исполнен в виде гигантской колесницы, которая запряжена семью конями. У колесницы всего двенадцать колес, символизирующих в представлении древних индусов круговорот вселенной, что в современной трактовке означает смены месяцев и цикл времен года.

Изначально храм был разделен на три зала. Первый был отведен жрицам, исполнявшим ритуальный танец Солнца, в котором современные исследователи раскрыли своеобразную шифрованную «азбуку» для тайной передачи знаний. Движения тела знаменовали собой символы санскрита, и жрицы могли на виду у всех говорить так, чтобы непосвященные не могли вникнуть в их беседу. Но в сознании мирян подобные жесты оставались лишь бессмысленным ритуалом, данью богу солнца. В современных трактовках суть танцев сводится к многочасовому исполнению гимнов, прославляющих Сурью.

Увы не самая удачная панорама Храм Солнца

Второй зал был отведен молящимся, которые прославляли Сурью. Поскольку солнце сбыло символом плодородия, в том числе — человеческого, зал был соответствующим образом оформлен. Повсюду там лежали мягкие тюфяки, а стены Черной Пагоды до сих пор сохранили украшения в виде фигурок, изображающих совокупляющихся людей.

Стены третьего зала, в котором располагалось святилище, обрушились вместе с шестидесятиметровой купольной башней и не подлежат реставрации. Сохранившаяся часть святилища позже была объединена с молитвенным залом.

Несмотря на то, что храм давно оставлен служителями культа, паломники со всей Индии стекаются сюда встретить Высшего Сурью в торжестве Парамасуры. Этот праздник приходится на седьмой восход солнца в месяце Матх, который не соответствует европейскому календарю и приходится на конец января-начало февраля. Праздник был для Индии аналогом новогодних торжеств — в это время хоть и теплая, но не слишком приятная зима завершалась, открывая путь Солнцу, возрождающему жизнь и запускающего новый цикл природы.

Согласно древней легенде, храм был построен на месте, где Земля соединяется с Небом, и для посвященных всегда открыты врата в иные миры, из которых и явился Сурья. Эта легенда имеет под собой веское научное основание — в храме и на прилегающих территориях наблюдается странная магнитно-временная аномалия. Она затрагивает не только стрелки компасов, но и электронное оборудование, нередко выводя его из строя.

При длительном пребывании аномалия может ввести паломников в измененное состояние сознания, которое те называют Светом Разума Сурьи. Это состояние, прежде всего, характеризуется полным отсутствием потребности во сне и пище и сильным сексуальным желанием.

Однако, если вы уверены в своем разуме, эту поездку вы запомните надолго, и частица бога Солнца, согласно индуистским писаниям, навсегда запечатлеется в вашей душе.

Храм Солнца — это идеальное место для тех, кто стремится достигнуть просветления, но при этом не готов отрешиться от мира и тратить десятки лет на выход из цикла Сансары. Но помните: посетившие святилище Сурьи никогда после не возвращались к скучной рутине прежней жизни. Поэтому перед поездкой стоит определиться, действительно ли вы готовы отбросить старую жизнь, уступив место новой.

Храм cолнца (Индия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

В деревне Конарак, что на побережье Бенгальского залива, стоит Храм солнца - ошеломляющей красоты сооружение, построенное в Индии в 13 веке. Изначально храм представлял собой колесницу великого Сурьи, запряженную семью лошадями. Но, спустя века, из семи сохранилась только одна. Время не пощадило Храм солнца, без сожалений разрушив большое количество деталей, но даже сейчас это прекраснейший памятник истории и архитектуры, занесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и достойный того, чтобы увидеть его своими глазами.

Храм солнца можно условно разделить на три части. В танцевальном павильоне, который стоит отдельно, прекрасные танцовщицы исполняли когда-то ритуальные танцы. Крыша этого зала давно рухнула, но стены сохранились и красота их просто поразительна: с внешней стороны их украшают изображения замерших в танце храмовых танцовщиц восхитительных округлых форм. Две другие части храма - джагамохана (молельня) и деул (святилище) - соединены друг с другом. Святилище превратилось в руины, но говорят, некогда его высота составляла 70 м.

Паломники со всей страны приезжают к Храму солнца, потому что место это, по их словам, пропитано сильной энергией. Это святое место, хранящее в себе дыхание предков, их мысли и память.

Внешний вид Храма солнца очень символичен: в 12 парах трехметровых колес, словно месяцах года, в 7 конях, днях недели, - все это прозрачно намекает на власть времени над миром. Но бог Солнца, Сурья, могущественней самого времени.

Стены Храма солнца украшены каменными скульптурами, основная тематика которых - любовь. Ведь не зря древнеиндийская мудрость гласит, что «из желания возникло все живое». Узорчатые барельефы храмовых стен уцелели не полностью, но и сейчас впечатляют до глубины души. Каждая впадинка, каждое самое маленькое углубление или выступ покрыты изящной, тончайшей сетью ажурных узоров, а вырезанные из камня пары, предающиеся любви в самых затейливых позах, завораживают своей эротичной красотой, открытостью и неординарностью.

По легенде, в башнях храма находятся два огромных магнита, вокруг которых образуются силовые поля с мощнейшей энергетикой.

Время работы и стоимость билета

Храм солнца открыт для посещений круглый год с понедельника по субботу с 9:00 до 17:00, за исключением государственных праздников Индии. Стоимость входного билета - 40 INR.

Сооружение храма началось в "благоприятный" пятый год правления раджи (1240-1241). Об этом свидетельствует автор хроники Падмакешары: «Махашрама Нарасимхадева к концу пятого года своего победного, блистательного правления повелел, чтобы храм в образе колесницы был выстроен для Парамасурьядевы (бога Высшего солнца) на земле Аркакшетры». Весь ансамбль храма состоит из трех частей. Танцевальный павильон, где храмовые танцовщицы исполняли ритуальные танцы, находится отдельно от двух других. Крыша его обвалилась, но еще крепкие стены хранят былую красоту. Снаружи они сплошь покрыты горельефами, изображающими как бы застывших в танце полногрудых танцовщиц. В руках у них барабаны, флейты, цимбалы.

Другие части храма - джагамохана (зал для молящихся) и деул (святилище) - соединены. Когда-то они стояли на одной огромной платформе и представляли собой гигантскую двухкупольную каменную колесницу.

Перед храмом - семь каменных коней в богатой сбруе, символизирующих дни недели. Тяжелая колесница опирается на двенадцать пар колес - по числу месяцев в году - диаметр которых, чуть меньше трех метров.

Как и все храмы в Индии, а так же скульптуры и живописные произведения, Кандарья Махадео имеет в плане мандалу – схему, модель, аналогичную модели мира. В архитектуре она носит название Васту Пуруша Мандала. В культурном контексте - это место напряжения космических сил, свершения предельных деяний, как пишет Шептунова И.И., битвы страстей человеческих. Все ритуальные тексты, связанные со строительством, ваянием, театром содержат определённый один и тот же набор правил: изначально необходимо очистить площадку, совершив необходимые ритуалы по изгнанию злых духов. Следующим шагом являлось определение центра - бинду (место Брахмы), из которого проводится окружность. В трактате Вастусутра - упанишада о символике круга говорится следующее: "Круг-это вселенная. В его форме - дыхание жизни, как в человеке - разум. Он, согласно Вастуведе, есть вращение времени. Центр с окружностью подобны движению сознания (читта-вритта)" (ВСУ. II, 6). В центре круга, в бинду, заключается Атман - душа. Круг вписывается в квадрат, который в свою очередь делится на малые квадраты (8x8 или 9x9). Точность геометрического орнамента "янтры", как и цикличность ритуала, была выражением "правильного порядка" в мироздании и способом его сохранения.

Согласно тексту "Шильпасарини", храм в Конараке принадлежит к типу Махапрашаста панчаратха прасада (пятичастного храма) и представляет собой полуторакратное увеличение модели "махакайласа прасада", по которой построен храм Лингараджа в Бхубанешваре. Для каждой из частей конаракского храма и ансамбля была избрана основная янтра, связанная с именем божества, которому посвящалось сооружение. Пять частей храма Падмакешары представляют собой: мукхашала - передний зал, расположенный с востока и перекрытый четырехскатной трехъярусной "крышей"; шикхара - башнеобразная часть центрального святилища, поднимающаяся над гарбхагрихой- целлой, в которой помещалась главная статуя бога, а так же три окружающие шикхару небольшие башенки, нишашикхары, с юга, с запада и севера. Таким образом, как пишет Шептунова И.И., главное святилище оказывается окруженным, включая входную часть мукхашалы, четырьмя приделами, посвященными четырем стражам стран света - дика-палам и вместе с тем четырем ипостасям солнечного бога - в зените и надире, на востоке и на западе.

На одной оси с центром целлы, с востока, на площади перед храмом находилась колонна - Аруна-стамбха, посвященная утренней заре, затем - квадратное в плане и повторяющее силуэт мукхашалы нат-мандир (здание театра).

Каждая янтра-мандала имеет свой сакральный текст, поясняющий значение всех ее деталей - кругов, лотосов, количества их лепестков и т.д. Для шикхары использовалась «Сурья-янтра о 12 аваранах» (оболочках-защитах), соотносящая навершие храма - амалаку - с лотосом центральной мандалы, а малые шикхары приделов - со странами света, оберегаемыми четырьмя ипостасями Сурьи - это Пушан, Митра, Аруна, Хари-дашва. Центр мандалы соотносится с высшей формой бога - Бхаскара. "Пуджа Сурье приносится в центре вместе с Майей и Чхайей (имена супруг Сурьи, воплощающих его "энергию" - шакти). Если сооружается здание для приношений Сурье, то оно должно быть построено точно в соответствии с этой янтрой, включая четыре круга с алтарем. Для центрального зала была выстроена "Сурья-панчатья-мандала", состоящая из центрального восьми - лепесткового лотоса и четырёх 12-лепестковых.

Важно, что в янтре сфокусирована и пространственная структура храма (сооружение которого тоже является своего рода ритуалом), и временная структура ритуала-пуджи, совершаемого в уже действующем храме. Движение в ритмично организованном архитектурном пространстве оборачивается "чтением" пространства во времени, а временной ритм ритуала - как бы "прохождением" сквозь пространство.

План-янтра - развивается в сложный организм, синтезирующий геометрию архитектурных форм с живой изобразительностью скульптурного декора, каждая деталь которого также имеет свою каноническую микроструктуру, соотнесенную со структурой целого. Иконография изображения богов и героев описывается в Шильпа-шастрах, где рекомендуются определённые пропорции, позы, одежды. Существует система подобия природе, например, руки и шея походи на хобот слона, пальцы рук на бобы и так далее.

Человеческая фигура делится по высоте на семь, восемь или девять частей, в зависимости от характера персонажа. Боги и герои, например, имеют голову равную одной девятой тела. Для более низкого происхождения пропорции равны один к семи. В тексте так же обозначены четыре основные положения фигуры, опять же в соответствии с эмоциональным состоянием изображённого:

Самбханга (покой и созерцание)

Абханга (расслабленная, естественная поза с лёгким изгибом)

Атибханга и трибханга (сильный изгиб тела, энергичное движение)

Как уже было отмечено, любое дело в Индии начинается с янтры, или мандалы, даже уборка дома, когда схему рисуют на пороге. Так и в изготовлении горельефных панно. Янтра "держит" поле изображения, как узда и ограда. В квадрат (воды изначального океана), вписывается круг (символ неба). Квадрат делится линией огня -анги-рекха (вертикальной) и линией воды -ап-рекха (горизонтальной). От союза неба и воды рождается земля-ромб, и всё оживает под действием косых линий ветров - марутурекха. Как свидетельствует Вастусутра-упанишада (трактат о скульптуре), если Изображение вписано в круг и по главным линиям янтраы, то оно не только символически совпадает с макрокосмосом, но и обретает равновесие и благородные пропорции. "Горячие" позы (тайджаса) воинов и героев, как и полёт небожителей или демонических персонажей, например, должны быть расположены по линиям ветров.

Как пишет Шептунова: «Храм Сурьи в целом и в каждой своей детали несет емкий образ, за которым тянется цепь поэтических и символических метафор». Солнечное божество одного из древнейших и универсальных образов в мифологии человечества. Сурья Ригведы - прежде всего учредитель мирового порядка, отмеряющий пространство и время, создатель дня, страж закона с всевидящим оком. Он окружен целым сонмом своих спутников (или ипостасей-эпитетов), отражающих в своем многообразии разные природные силы и состояния. Солярная символика включала в себя мотивы лотоса, коня, колеса-чакры, колесницы, широко представленных в скульптуре Падмакешары. Наиболее емкий из них - образ колесницы, запряженной семью разноцветными (в других версиях - белыми или золотыми) конями, на которой бог едет по "верхнему" и "нижнему" небу.

В упанишадах колесо и колесница становятся символом психофизической природы человека. "Катха-упанишада" сравнивает с ней процесс восприятия и мышления: "Знай, что душа (атман) - это седок, тело (шарира) - колесница, высший разум (буддхи) - возничий, а ум (манас) подобен поводьям; чувства же - это лошади, а их возбудители - дороги, по которым они идут". Вишнуит Нарасимхадева I, повелевая построить храм в образе колесницы, конечно, ассоциировал себя с идеальным кшатрием Арджуной и в облике храма косвенно прославлял свои военные подвиги. Огромный геральдический лев, попирающий слона (Гаджасимха), украшал восточный фасад шикхары, повторяясь в меньших размерах в других частях здания. В его образе зашифровано имя раджи Нарасимхадевы ("человекольва", аватары Вишну). Нарасимхадева и сам изображен в скульптурных панно храма как воин-лучник, как смиренно поклоняющийся йони-лингаму, как принимающий дары подданных, т.е. в разных образах справедливого царя, дхарма-дхары, как бог Солнца, поддерживающий высший закон космического порядка. Образ колесницы решен в облике храма Падмакешары скорее внешне, на уровне скульптурного декора, в виде колес цоколя и скульптур "запряженных" в него коней. Сама структура храма-шикхары восходит к иной модели, в которой фаллическая символика (лингам) соединяется с символикой мифической горы (Меру, Кайласа) как центра мира, главной опоры - аналога тройственной модели космоса в виде двух колес и соединяющей их оси.

На этой горе-вселенной размещаются все ярусы мироздания, начиная от "низа", представленного в пластическом декоре в образах земных животных и мифических "макара", до "верха" - солнце-лотоса, который изображает и символизирует навершие храма (амалака). Как уже говорилось, храм строился по Вастапуруша-мандале, т.е. «храм - это и тело человека-пуруши, и он скульптурен, ибо скульптура как вид искусства исходит из пластической выразительности тела и материала, его массы». Интерьер храма предназначен для бога и его служителей. Остальные созерцают здание, его детали и целое снаружи, сохраняя древнейшие традиции мегалитической культуры - ритуала и храма под открытым небом, связанного со всеми точками горизонта. Здание становится скульптурой, помещенной в "интерьере" небосвода, изображением абстрактной идеи мировой оси. Скульптурный декор прорастает из тела храма, подчеркивая его символическую структуру, но не конструкцию, модули скульптуры и архитектуры в шильпашастрах едины и исходят из размеров человеческого тела (толщины пальца, фаланги, ладони, стопы и т.д.), причем главный модуль "хаста-катхи" для каждого строения избирался по реальным размерам "локтя" сутрадхары данного комплекса или его "яджамана" - жертвователя.

Храм Солнца. Конарк.

Здесь язык камня превосходит человеческий язык.

Рабиндранат Тагор о Храме Солнца в Конарке.

Храм Солнца в Конарке включен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО , что уже говорит о многом. Входит он и в другой список - Семи Чудес Индии (по версии газеты Таймс оф Индия). И в самом деле, туристы, попадающие в это место, как правило, бывают весьма и весьма впечатлены этим грандиозным культовым сооружением.

Обычно сюда приезжают на экскурсию те, кто останавливается в соседнем городе Пури - известном паломническом центре на берегу Бенгальского залива. И мы тоже, проживая в Пури, просто не могли не поехать в Конарк (Кона - угол (санскр.), Арка - луч солнца (санскр.).

Мотоцикл для Джеймса Бонда.

Храм Солнца в Конарке

Для поездки был арендован мотоцикл Джеймса Бонда. Из тех, правда, на которых он ездил лет сорок назад. Но до Конарка он нас довез. И назад, кстати, тоже. Необратимые изменения с ним произошли на следующий день.

Дорога очень живописна. Поля, деревеньки и главное - берег Океана. Можно остановиться на совершенно пустынном пляже и насладиться зрелищем Великого Океана.

Колесо. Храм Солнца. Конарк. Индия.

История создания Храма Сурьи

Именно на берегу Моря-Океана в устье реки Чандрабхага царем Нарасмихой Первым в середине тринадцатого века и был построен грандиозный Храм Сурьи. За семьсот лет море немного отступило и в настоящее время Храм Солнца находится примерно в трех километрах от береговой линии.

Согласно некоторых источников в глубокой древности в этом регионе был еще один, а может и два храма, посвященных Сурье. Легенды рассказывают о царе Самбе (сыне Кришны), которого отец проклял за неповиновение и он заболел проказой. По совету мудреца Катаки Самба провел 12 лет в покаянии на берегу реки Чандрабхаги. Этот аскетический подвиг был замечен Сурьей, он велел Самбе искупаться в океане, после чего настало исцеление. Храм Солнца на берегу залива, построенный Самбой был материальным воплощением его благодарности божеству.

Храм Солнца. Конарк.

Есть свои легенды и о том Храме Солнца, который сейчас посещают миллионы туристов. Самая известная из них рассказывает, что супруга императора Калинги никак не могла зачать детей. С мольбами она обратилась к Сурье и солнечный бог внял ее молитвам - у императорской четы родился сын. Когда Нарасимха достиг совершеннолетия, мать убедила его построить храм в честь Бога Солнца.

Историки, правда, утверждают, что Махараджа Нарасимха I построил этот храм в честь одной из своих военных побед, но как оно было на самом деле теперь сказать сложно.

Храм Солнца. Конарк.

Так или иначе, но уже согласно другой легенде, двенадцать тысяч мастеров двенадцать лет (по другой легенде 10 лет, 10 месяцев и 10 дней) возводили храм в устье реки Чандрабхаги. Главным архитектором был Бису Махарана. Они практически закончили строительство к указанному Нарасимхой Первым сроку, но никак не могли закончить купол. Махараджа ждать не желал, и пригрозил казнить строителей, если они не успеют. И тут навестить отца приехал сын главного архитектора двенадцатилетний Дхармапада. И он увидел решение, которое не давалось отцу. А чтобы избежать недовольства махараджи, который мог не простить своим лучшим ремесленникам, что они не могли справиться там, где справился ребенок, мальчик забрался на купол и прыгнул в воду. «И сия пучина поглотила его…»

Лошади несут колесницу Бога Солнца.

Тайны храма Солнца

Храм Солнца в Конарке сооружен в виде гигантской колесницы с двенадцатью пар колес (соответствует 24 часам в сутках), в которую запряжены семь (по числу дней недели) лошадей. Колесница, ведомая Сурьей, неслась над землей покоряя время и пространство.

Статуя Бога Солнца.

На восточной, южной и западной сторонах Храма Солнца имеются три замечательные статуи Сурьи, освещаемые Солнцем поочередно по мере продвижения по небосводу. Согласно легенд самая прекрасная статуя Сурьи (в центральной части храма) буквально висела в воздухе, удерживаемая двумя огромными магнитами.

Стены Ната Мандира.

Тот, кто приходил в храм первым делом попадал в танцевальный зал (Ната Мандир), украшенный барельефами чувственных танцовщиц. Здесь в древности исполнялись ритуальные танцы. Здесь и в наше время в начале декабря каждый год проходит фестиваль классического танца, на который съезжаются лучшие танцоры и танцевальные коллективы Индии.

Дальше находятся соединенные Зал для молящихся (джагмохана) и Главное святилище (деул, вимана). Джагмохана высотой около 30 метров - относительно сохранилась, а Святилище, чей купол возвышался на высоту 70 метров - разрушено.

Храм Солнца в Конарке

Здесь начинаются загадки. Никто толком не знает по каким причинам обрушился купол святилища. Есть легенды разной степени достоверности. По одной из них, начало разрушению храма положили голландские моряки. Они называли Храм Солнца не иначе, как Черная пагода, по той причине, что исходящие из храма магнитные излучения искажали показания компасов и торговые суда садились на мель. «Во всем виноваты, поддерживающие «черного идола» в воздухе магниты» — так считали они. А еще они были уверены, что этому «идолу» приносят в жертву девственниц. А потому не удивительно, что они приложили руку к разрушению храма. С их подачи была разобрана часть фундамента Храма Солнца и извлечены железные колонны, поддерживающие купол.

По другой легенде, гигантский магнит скреплял купол храма. Как только его сняли, купол стал разрушаться.

Лев. Символ царской власти и охранник.

Ряд источников указывает, что к разрушению Храма Солнца в Конарке причастны мусульманские завоеватели. Якобы именно они выбили замковый камень из арочной конструкции, поддерживающей купол.

Некоторые археологи уверены, что купол на самом деле никогда и не был достроен из-за ошибок проектировщиков храма. Однако ряд письменных источников датируемых разными годами указывает, что в былые времена чуть ли не до семнадцатого-восемнадцатого веков Храм Солнца в Конарке был в отличном состоянии. А на литографии Джеймса Фергюссона, сделанной в 1847 году видно, что часть главной башни все еще находилась на месте.

Литография Джеймса Фергюссона

Правда, уже в 1848 мощный шторм нанес очередной удар по храму. А впоследствии его «дело» продолжили другие катаклизмы, в том числе и землетрясение. Но и без участия человека дело не обошлось. Известно, что лучшие скульптуры из Сурья Мандира в настоящее время находятся в музеях Калькутты, Дели и Лондона. Лишь в начале двадцатого века начались работы по сохранению и реставрации храма.

Эротика Храма Солнца

Для туристов Храм Солнца в Конарке особенно привлекателен своими относительно хорошо сохранившимися эротическими барельефами и горельефами. Некоторые авторы связывают их наличие на храмовых стенах с распространением тантризма , что лично мне кажется надуманным.